пролетные строения мостов

Металлические пролетные строения мостов до 1883 г. в России изготовляли из так называемого сварочного железа, получаемого преимущественно в пудлинговых печах (пудлинговый способ). В пудлинговых печах чугун расплавляли и подвергали фришеванию (выжиганию примесей) посредством шлаков и др.

По мере выгорания примесей металл из жидкого состояния переходил в тестообразное, после чего его вручную формировали в куски (крицы), которые затем проковывали молотом для удаления шлаков. Получавшийся металл обладал легкой свариваемостью, был стоек против коррозии, но имел шлаковые включения и слоистость в направлении поперек ковки. Последние два обстоятельства снижали механические свойства сварочного железа. С 1883 г. в мостах по инициативе проф. Н. А. Белелюбского применяют металл повышенного качества, так называемое литое железо (литая сталь), получаемое в мартеновских печах. Вытеснение сварочного железа литым в отечественном мостостроении происходило постепенно, в связи с чем нормы 1884 и 1896 гг. предусматривали возможность применения обеих марок железа. Пролетные строения, рассчитанные по нормам 1884 г., делали как из литого, так и из сварочного железа, а по нормам 1896 г. — преимущественно из литого. В 1905 г. требования к качеству литого железа для мостов были повышены, что нашло отражение в последующих нормах, предусматривающих различные допускаемые напряжения для литого железа, изготовленного до и после 1905 г. В отечественном мостостроении до 1921 г. допускаемые напряжения на металл принимали сравнительно низкими, чем косвенно учитывалось динамическое воздействие подвижной нагрузки на элементы моста. Величину допускаемого напряжения назначали в зависимости от марки металла и длины расчетного пролета.

Учет динамического воздействия подвижного состава на мосты посредством динамического коэффициента, вводимого в расчетную нагрузку, а также обеспечение отечественной металлургической промышленностью гарантированных характеристик мостового металла позволили с 1921 г. повысить допускаемое напряжение до 1300 кгс/см2

определение грузоподъемности мостов

задачи расчетов грузоподъемности

несущая способность мостов

процесс изменения напряжений

расчеты на выносливость

методы классификации мостов

пролетные строения мостов

модернизация подвижного состава

основные положения

классификация главных балок

классификация элементов

руководство

классы нагрузок

подвижные нагрузки

классификация железобетонных мостов