усталостные разрушения

В практике эксплуатации металлических пролетных строений железнодорожных мостов в последние годы участились случаи появления усталостных трещин в клепаных элементах. Вначале трещины отмечались в пролетных строениях, изготовленных по нормам 1875, 1884, 1896 гг , а в последнее время – в пролетных строениях, спроектированных по нормам 1907 г. и даже 1931 г. Как известно, усталость материала – это процесс постепенного накопления повреждений при действии многократно повторных нагрузок, приводящий в определенных условиях к разрушению. Усталостные разрушения в виде трещин могут появляться при сравнительно низких напряжениях. Усталость – процесс избирательного разрушения

Накопление усталостных повреждений происходит в первую очередь в зонах максимальной концентрации напряжений. В клепаных пролетных строениях наибольшая концентрация напряжений наблюдается около заклепочных отверстий в прикреплениях и стыках. В пролетных строениях сварных и усиленных с применением сварки наиболее опасными концентраторами напряжений являются резкие изменения сечений элементов, концы фланговых швов, дефекты швов (шлаковые включения, трещины, непровары и др.). Большое влияние на усталость сварных элементов оказывают остаточные напряжения в зонах концентрации напряжений. Растягивающие остаточные напряжения могут значительно снижать, а сжимающие, наоборот, повышать усталостную прочность элементов. Усталостные повреждения могут усугубляться наличием коррозии. Наиболее серьезные и весьма опасные усталостные разрушения наблюдались в раскосах главных ферм.

При обнаружении усталостные разрушения в раскосах представляли собой трещины, начинающиеся от кромки заклепочного отверстия первого, второго и очень редко третьего рядов заклепок, длиной от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Нередко обнаруживались разрывы отдельных элементов сечений, а иногда и полные разрывы всего раскоса. Показаны раскосы главных ферм, в которых наиболее часто обнаруживались усталостные разрушения. Следует отметить, что появлению усталостных трещин в раскосах всегда предшествовало расстройство заклепок, что свидетельствует о связи этих расстройств с накоплением усталостных повреждений

обследование мостов

усталостные разрушения

элементы балок

заклепки

другие дефекты

продолжение

хрупкие разрушения

механические повреждения

обследование опорных частей